grandrienko (grandrienko) wrote,
grandrienko
grandrienko

Categories:

Мизантропия и благотворительность


Тема мизантропии сейчас, кажется, многим актуальна. Я считаю, что мизантропами часто становятся люди с повышенными моральными стандартами. Если человек, например, весьма честный, он может осуждать других за нечестность; если он соблюдает принципы что нельзя быть эгоистичным, он может осуждать других за эгоизм. Также мизантропами становятся умные люди, люди с критическим мышлением, у которых нет розовых очков.


Насколько мне известно, Пушкин был мизантропом. Несколько его цитат:

"Представь себе, что до моей пустыни не доходит ни один
дружеский голос -- что друзья мои как нарочно решили оправдать
элегическую мою мизантропию -- и это состояние несносно."
(письмо Л. С. Пушкину от 22 янв. 1822 г.)
"Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь.
С самого начала думай о них всё самое плохое, что только можно
вообразить: ты не слишком сильно ошибешься." (письмо Л. С.
Пушкину, сент. или окт. 1822 г.)
"Ты, конечно б, извинил мои легкомысленные строки, если б знал,
как часто бываю я подвержен так называемой хандре. В эти минуты
я зол на целый свет, и никакая поэзия не шевелит моего сердца."
(письмо Плетневу, ноябрь или декабрь 1822 г.)
"Душа моя, меня тошнит с досады -- на что ни взгляну, все такая
гадость, такая подлость, такая глупость -- долго ли этому быть?"
(письмо Л. С. Пушкину, январь или февраль 1824 г.)

Главная проблема мизантропии заключается в том, что она может превратить самого мизантропа в морального урода.
Эта трансформация показана в книге АБ Стругацких “Пикник на обочине”. Главный герой книги, изначально неплохой и добрый парень, наблюдавший вокруг себя только зло и несправедливость, морально деградировал и в итоге совершил преступление (отправил на смерть Артура Барбриджа). В несколько другой форме данная проблема мизантропии показана в фильме Х. Миядзаки “Порко Россо”.
Приведу пару мемов, которые согласуются с тем что я написал про опасность мизантропии:




Чтобы избежать такого сценария, как мне видится, имеет смысл “делать добро”, в смысле заниматься какой-то благотворительностью. Тут тоже много проблем, поскольку мизантроп на то и мизантроп, что он видит, как часто благотворительность не несёт миру реальную пользу. Я например не стал бы вносить пожертвования на операцию какому-нибудь больному ребёнку. Главная причина в том, что этот ребёнок, возможно, болен из-за плохих генов, а если он выздоровеет и социализируется, он будет заводить детей, т.е. распространять эти плохие гены.
Я прошу подсказать советы, какие в наше время возможны пути рациональной, или эффективной, благотворительности.


Subscribe

  • Парадокс ЭПР vs неравенства Белла

    В интернете есть такое краткое изложение сути квантовой запутанности: Квантовая запутанность — это нечто вроде «одноразового блокнота» в…

  • Социальные лифты в большой политике

    Я либерал, в том смысле что сторонник демократической формы правления, но с одной важной оговоркой: меня не устраивает недостаточная эффективность…

  • Медведев и пропаганда

    В 2008 году Путин сделал своим преемником Медведева, передав тому часть власти. У него был выбор кого оставить преемником – силовика Иванова или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments