grandrienko (grandrienko) wrote,
grandrienko
grandrienko

Categories:

Поиск музыки и социальные сети


Для любого человека, желающего слушать хорошую музыку, смотреть хорошие фильмы и т.д. должна быть актуальной проблема "Закона Старджона", заключающегося в том, что подавляющее большинство произведений культуры и искусства являются весьма посредственными. В любой культуре можно найти отдельные шедевры – очень хорошие фильмы, очень хорошая музыка и т.д. – но чтобы узнать об их существовании, приходится "перелопачивать", пропускать через себя много мусора.

Теоретически проблему можно было бы легко решить, если переложить на других людей задачу оценки качества фильмов и музыки. Отдельные группы людей могли бы смотреть фильмы, слушать музыку и сообщать остальным, какой контент можно считать наиболее выдающимся. Однако если судить по таким организациям как "Оскар", "Евровидение" и пр., этот подход работает так себе: у рядового потребителя нет особого доверия к оценкам, выставленным этими организациями. Мне кажется, причина здесь в следующем: люди с частично извращёнными вкусами имеют бОльшую мотивацию становиться членами разных жюри, чем обычные люди. Соответственно мнение этих жюри не совпадает с мнением среднестатистических зрителей.
Другой подход – автоматизированные сервисы вроде Яндекс.музыки. В теории они подбирают для слушателя ту музыку, которая должна подходить его вкусам. Насколько я могу судить, этот вариант тоже работает достаточно неэффективно, и причина этого в "эффекте Матфея" – "имущему прибудет, а у неимущего отнимется и то, что было". Это называется также положительной обратной связью. Этому эффекту способствует то, что людям нравится всё делать совместно – совместно заниматься спортом, совместно ходить в кино, совместно просматривать фильмы и прослушивать музыку, и в результате известная музыка становится ещё более известной (независимо от качества), а малоизвестная ещё менее известной (тоже независимо от качества). Известность музыки или фильма является наилучшей рекламой, приводящая к популярности, и это приводит к порочному кругу: песни леди Гаги популярны, поскольку они известны, поскольку они популярны, поскольку они известны, и т.д.
Известный популяризатор науки Ричард Докинз пишет об этом эффекте в культуре. Процитирую фрагмент его книги:

Похоже, что это факт — многие люди купят запись единственно по причине купли (или вероятности купить) этой записи большим количеством других людей. Поразительное подтверждение этого факта заключается в практике звукозаписывающих компаний, посылающих своих представителей в ключевые магазины для скупки больших количеств их собственных записей, с целью поднять цифры продаж в том регионе, где у них есть шансы «взлететь». (Сделать это не так трудно, как кажется, потому что цифры Топ 20 основываются на продажах в небольшом количестве магазинов грамзаписи. Если вы знаете эти ключевые магазины, то вам не нужно покупать большую часть записей, чтобы оказать существенное влияние на общенациональные цифры продаж. Есть также достоверные случаи подкупа продавцов в этих ключевых магазинах).

В идеале проблему можно было бы решить, как мне видится, таким способом. Нужно отобрать группу из 30 полностью случайных людей, дать им посмотреть фильм или послушать музыку, и попросить поставить оценки. Если эта группа будет отобрана полностью случайно, она будет репрезентативной выборкой и её мнение с достаточно высокой вероятностью совпадёт с мнением среднестатистических зрителей.
Самая трудная задача (и это известно социологам) – отобрать группу действительно случайно. На мой взгляд, оптимальное решение – отобрать выборку, например, с помощью чего-то вроде лотереи по номеру паспорта, и предложить отобранным людям определённую оплату за участие в жюри. Оплата должна быть достаточно высокой, чтобы согласилось большинство опрошенных – иначе группа будет, условно говоря, представлять вкусы бомжей, а не вкусы обычных зрителей.
Поскольку реализовать данный подход лично мне не по силам, я пробую осуществить ещё один способ помочь людям находить контент. Для этого я создал группу Вконтакте "Поиск хорошей музыки ВК":

https://vk.com/club165849379

Идея группы заключается в том, что в ней предполагается общение в формате "Вопрос-ответ" (в Обсуждениях). Одни участники создают темы, в которых формулируют запрос на желаемую ими музыку. Другие участники отвечают в этих темах, выкладывая ссылки на музыку; после этого первые участники должны прослушать выложенную в их темах музыку и прокомментировать, что из выложенного им понравилось больше, а что меньше.
Здесь следует выделить такой момент: в темах надо выкладывать не абстрактную "просто хорошую" музыку, а музыку, подходящую вкусам автора темы. Это позволяет сделать оценку действий участников более объективной. Можно полагать, что адекватный человек почти никогда не будет выкладывать неудачную музыку; грубо говоря, если у него вкусы совпадут со вкусами автора темы, он выложит что-то подходящее последнему, а если у них вкусы будут различаться, он просто воздержится от постов.
Оценку того, насколько удачно в темах выкладывают музыку, будут давать авторы тем. Это позволит модерировать группу – тех участников, которые часто выкладывают неудачную музыку, можно будет подвергать санкциям. Таким образом, при соответствующей модерации в группе сложится здоровая культура общения, и такой формат обмена музыкой должен оказаться более эффективным, чем использование автоматизированных сервисов.
На данный момент проект не очень удался – активность в группе удаётся поддерживать только постоянными денежными вливаниями. Я полагаю, причина в том что формат группы (обмен постами в Обсуждениях) слишком непривычен для большинства пользователей ВК. Чтобы делать посты в таком формате, им требуется постоянно преодолевать психологическую инерцию. Можно полагать, что для того, чтобы реализовать потенциал группы и сделать её самоподдерживающейся, нужны большие вливания в рекламу. В связи с этим я хочу задать вопрос: на каких площадках можно наиболее эффективно давать рекламу данной группы?
Если моя группа станет успешной и популярной, можно будет создавать аналогичные группы для поиска фильмов, контента на youtube и пр.

Subscribe

  • Популярное изложение неравенств Белла

    В книге “Отличная квантовая механика” я впервые обнаружил некое повествование о неравенствах Белла, не привязанное к физике вообще. Т.е. там…

  • Дружба vs сектантство

    У меня сложилось довольно неоднозначное отношение к дружбе. С одной стороны, такие качества как честность, доброта, адекватность и т.п. помогают…

  • Парадокс ЭПР vs неравенства Белла

    В интернете есть такое краткое изложение сути квантовой запутанности: Квантовая запутанность — это нечто вроде «одноразового блокнота» в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments